ТРАВМА – НЕ ТВОЯ ВИНА. ТОЧКА.

ТРАВМА – НЕ ТВОЯ ВИНА. ТОЧКА.

Дайте себе столько времени, сколько нужно, чтобы это осмыслить.
В последние несколько лет стала практически крылатой фраза: “Травма – не твоя вина, но исцеление – твоя ответственность”.
Что-то в ней всегда меня беспокоило, и вчера вечером я записал некоторые свои мысли. Буду рад узнать ваше мнение.

ПРЕЗРИТЕЛЬНОЕ “НО”

Пережившим травму знакомо это презрительное “но”, которое часто следует за “травма – не твоя вина”. “Но надо было отбиваться”, “но не надо было идти на ту вечеринку”, “но опасность можно было предвидеть”, “но во что ты была одета?”
“Но исцеление – твоя ответственность”.
Кажется, за этим последним “но” стоят добрые намерения. Но оно придавливает тем же грузом индивидуальной ответственности – а ведь речь идет о процессе, который редко возможен без помощи других.
Это звучит как очередной индивидуалистический призыв справляться самому, оставшись наедине со своим страданием.
Травма – не твоя вина. Точка.
Длинная пауза.
Не знаю, с чего и начать объяснять важность этой точки и исцеляющий потенциал этой паузы.
Добавляя “но...”, мы даём под дых тому пониманию, о котором говорили до этого. Это ведь действительно ощущается как удар, как та щемящая тоска, с которой мы думаем: “...но пора бы уже со всем справиться и забыть”.
Да, идея личной ответственности добавляет надежды, но также она добавляет и давления. В моем опыте, для многих переживших травму эта ноша значительно превосходит надежду.
А когда давление превосходит надежду, в этом уже нет расширения возможностей.
Конкретизированная надежда может быть ресурсом для нервной системы травмированного. А вот давя, мы рискуем, что та же нервная система будет перегружена и застрянет в физиологическом замирании.
Травма как таковая содержит в себе изоляцию, и когда мы делаем исцеление “твоей” ответственностью, личность снова остаётся в одиночестве. Травма ощущается как личный провал и слабость, и эта “твоя ответственность” добавляет в список ещё один провал: ты всё ещё не исцелился.
Что-то происходит, когда мы прерываем себя на этом месте. Травма – не твоя вина. Точка.
Эта пауза дает немного столь нужной тишины. Тишины, часто сопровождающейся вздохом облегчения. Больше нет презрительного “но...” или какого бы то ни было добавленного давления. Возможно, именно в этой паузе травмированный впервые чувствует, что его услышали и поняли.
Очень важно на какое-то время на этом и остановиться.
Именно здесь и обнаруживается много возможностей исцеления – если мы готовы быть рядом с пережившими травму, не поддаваясь желанию немедленно всё исправить, решить, оставить в прошлом, или, как в нашем примере, вручить ответственность
Внесу ясность: я верю в способность человека исцеляться, потому я и увлечён тем, чтобы помочь создать поддерживающую и развивающую среду. Просто я не верю, что, говоря: “...но ты ответственен за свое исцеление”, мы таковую создаём.

МЫ НЕ ИСЦЕЛЯЕМСЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ

Мы – социальные млекопитающие, нам нужно присутствие другой нервной системы, чтоб решить важнейшие задачи развития, а способность ко взаиморегуляции критически важна для исцеления травмы.
Человеческим существам нужно чувствовать безопасность, силу и контакт с другими, и очень хорошо бы помнить об этом, решая, что сейчас сказать.
Итак, что можно сказать пережившему травму после того, как мы дали ему пространство и время, чтобы осознать, что травма – не его вина?
Можно сказать, например: “...и исцеление возможно”, “...и ты точно способен исцелиться в безопасных и поддерживающих отношениях”, “...и я обязуюсь быть рядом с тобой и стараться помочь твоей нервной системе”.
Что бы вы добавили?
Повторюсь, я исхожу из того, что идея ответственности предлагается с наилучшими намерениями. Тем не менее, язык – мощное оружие, и “но...” часто транслирует отвержение и может сделать больше для усиления травматических физиологических реакций, чем для исцеления.
Конечно, я помню, что опыт каждого уникален, и фраза с “но...” тоже может некоторым очень помочь. Если это ваш случай, я не отрицаю вашего опыта – напротив, ценю всё, что для вас сработало!
Если же вы когда-то плохо себя почувствовали, услышав такую фразу, я хотел бы услышать, что вы думаете о моих вышеизложенных мыслях.

“ТЫ ОТНИМАЕШЬ ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ У ПЕРЕЖИВШИХ ТРАВМУ”

Когда я написал всё это на своей странице в Фейсбуке, несколько комментаторов выразили беспокойство, что я пытаюсь отобрать у переживших травму всю личную ответственность, а вместе с ней и веру в свою способность что-то самостоятельно сделать. Я понимаю это беспокойство и поэтому хочу дать некоторые объяснения.
Для начала, я благодарен за то, что вы делитесь своим восприятием, и понимаю, что к исцелению существует много разных путей. То, что сработало для кого-то, может быть не таким полезным для других.
В чем разница между “исцелиться – твоя ответственность” и “мы не исцеляемся в одиночестве”? Я думаю, ключевой момент в том, что первое предполагает наличие определённых возможностей и доступа к необходимой поддержке, которых у конкретного человека может и не быть, тогда как второе признаёт, что исцеление – не вопрос одних только личных усилий.
Кроме того, говоря об ответственности, мы можем упустить то, какую роль в травматических состояниях играет вегетативная нервная система. Многие травматические физиологические реакции происходят без нашего согласия и без возможности напрямую их менять или контролировать. Конечно, это не значит, что мы полностью бессильны; скорее это напоминание о важности контекста в процессе выздоровления.
И кроме того, слова “твоя ответственность” могут звучать для многих переживших травму как “ты мало стараешься”, “ты сам выбираешь оставаться в этом состоянии”. Хотя такие настроения и продиктованы лучшими побуждениями, в них слишком мало понимания, как устроена травма, и часто слишком много распространённой в нашем обществе токсичной позитивности.

ЭТО НЕ ПРО “ПОЗИЦИЮ ЖЕРТВЫ”

Я не предлагаю “вставать в позицию жертвы” или “искать оправданий, чтобы ничего не делать”. Вообще говоря, я предлагаю прямо противоположное. Говорить об ответственности с человеком в физиологическом замирании значит, с вероятностью, добавлять изоляции к темноте и одиночеству, в которых он уже находится. Во многих отношениях это только увеличивает опыт бессилия.
К сожалению, слишком часто природные реакции выживания называют моральным падением.
Ещё один пример – когда человеку в страхе советуют не бояться. Вряд ли реакции борьбы или бегства изменятся от такой команды. Не то чтобы кто-нибудь в мире хотел оставаться напуганным – дело только в том, что нервной системе нужно ощутить безопасность, чтобы закончить с выживательной физиологией. Иногда мы можем сделать необходимое для своей безопасности, но так бывает не всегда.
Вообще, выживательную физиологию очень важно признавать.
Мы часто больше вредим, чем помогаем, когда упускаем из виду тот факт, что мы социальные млекопитающие с нервной системой, умеющей прежде всего выживать. Наши мысли, убеждения и суждения ценны во многих областях жизни, но отходят на второй план, когда в дело вступают реакции выживания.
Осознавая, сколько травматического в нашей выживательной физиологии (а не в мыслительных построениях), мы начинаем понимать разницу между стратегиями, учитывающими нужды нервной системы, и подходами, построенными на социальных конструктах и описаниях. Поддержка физиологической потребности в безопасности, силе и человеческом контакте – вот что может создать подходящий контекст для исцеления. Можно ожидать от пережившего травму, что он будет соответствовать известному образу жёсткого индивидуалиста, но многим это будет совсем не на пользу.
Не думаю, что у меня есть ответы на все вопросы, и не думаю, что я точно прав во всём, о чём сказал. Я уже многое узнал из комментариев к своему посту и хотел бы узнать больше. В конце концов, я рад уже тому, что этот важный разговор о травме вообще происходит.

За продолжение исцеления!

Автор: Брайан Пек, лицензированный клинический социальный работник, специализирующийся на религиозной травме и поддержке людей с историей неблагоприятного религиозного опыта.
Переводчик: Morie Finkelshteyn 💛