Санатана Госвами и Божество Мадхана Мохана

Источник
Бхагавад-гита. 17 глава. текст 23-24.

...Примером этой философии соединения чистой любви и ограничений является сам Санатана Госвами. Эта история началась тогда, когда он жил во Вриндаване. Каждый день он ходил просить мадхукари, чтобы как-то поддерживать свое тело. Однажды он отправился в одну деревню, и на подходе к ней его внимание привлекла группа детей, которые играли на берегу Ямуны. В ней сильно выделялся один мальчик. Он бегал, прыгал лучше всех остальных, вертел палкой как-то по-особенному. Санатана Госвами смотрел и не мог оторвать свой взгляд от этого мальчика. В конце концов, мальчик заметил мудреца и подбежал к нему со словами:


– Бабаджи, я хочу с тобой жить!

– Нет, нет, это не возможно, ты еще маленький, ты должен жить со своими родителями.

– Нет, бабаджи, я уже решил, жить с тобой, – ответил необычный мальчик.

– А чем я буду тебя кормить? – спросил Санатана Госвами.

– А что ты сам ешь?

– Ну, я ем просто сухие шарики из теста.

– И я буду, с тобой есть эти шарики.

– Нет, нет, это не возможно, иди к себе домой, там тебя нормально покормят.

В конце концов, Санатана Госвами все-таки уговорил его, и тот побежал вместе с гурьбой детей в деревню. Но Санатане Госвами показался весь этот разговор немного странным, и он пошел за детьми в деревню. Он видел, как этот мальчик забежал в один из домов, и тоже вошел в него. И неожиданно увидел, как этот мальчик, с которым он только что разговаривал, заскочил на алтарь и стал играть на флейте, превратившись в Мадана-мохана.


С тех пор Санатана Госвами находил любой повод, чтобы зайти в этот дом. В нем жил благочестивый брахман вместе с семьей. Его жена ухаживала за Мадана-моханом, и при этом она не делала различия между Ним и своими сыновьями. Она ухаживала за ним как за своим собственным ребенком. Она усаживала Его за стол, когда собиралась кормить детей, ставила тарелку кичри детям и ставила точно такую же тарелку Мадана-мохану. Когда Санатана Госвами однажды увидел это, он чуть не упал в обморок

– Что ты делаешь? – сказал он ей. – Мадана-мохан – твой Бог, и ты должна Ему поклоняться с благоговением, соблюдая все правила и ритуалы, предписываемые шастрами.

А Санатана Госами знает все тонкости поклонения Богу. И он стал учить ее, как нужно соблюдать все необходимые ритуалы. На следующий день эта перепуганная женщина стала совершать поклонение так, как это объяснил ей Санатана Госвами. В страхе, с большой тщательностью она выполняла все необходимые процедуры, а Мадана-мохан стоял и ждал, когда же Его, наконец, покормят. В ту же ночь Он пришел к Санатане Госвами во сне и сказал ему:

– Я просил тебя взять Меня к себе. Ты сам не захотел этого. И мало того, что ты не взял Меня с собой, ты Мне еще и тут жизнь испортил. Я жил в доме этого брахмана как один из его сыновей. Его жена ухаживала за Мной с огромной любовью. Но пришел ты и все испортил. Она боится теперь подходить ко Мне, все время бубнит какие-то ведические мантры, все время отбивает поклоны вместо того, чтобы кормить Меня. Санатана, зачем ты испортил Мне жизнь?


Испуганный Санатана Госвами проснулся в холодном поту и, едва дождавшись, когда рассвело, побежал в эту деревню. Рано утром он постучался в дом брахмана, и когда ему открыли, стал просить прощения у брахмана и его жены. Однако к его необычайному удивлению брахман сам стал просить прощения у него и умолять, чтобы он забрал с собой Мадана-мохана. Оказалось, что той же ночью Мадана-мохан пришел во сне также и к брахману и сказал:

– Отдай Меня Санатане. У тебя есть другие сыновья, а у Санатаны нет никого. Пожалуйста, отдай Меня Санатане. Он знает, как надо поклоняться.

В ту же ночь Мадана-мохан пришел во сне и к жене брахмана и сказал ей:

– Ма, Я уже вырос, пожалуйста, отпусти Меня во Вриндаван. Я хочу жить во Вриндаване вместе с Санатаной.

Радости Санатаны Госвами не было предела. Он взял Мадана-мохана и вместе с Ним вернулся во Вриндаван. Рядом со своей хижиной он построил для Него небольшой домик и стал Ему поклоняться. Каждый день он предлагал Ему шарики из грубой пшеничной муки, посыпав их немного пылью Враджа. Это была единственная специя, которую он использовал. Но в уме, мысленно он предлагал Мадана-мохану 56 блюд. Он устраивал для него огромные пиры. Некоторое время Мадана-мохан принимал такое поклонение, но потом сказал:

– Я с трудом глотаю твои шарики. Нельзя ли в следующий раз хотя бы чуть-чуть посолить их? А то они просто комом застревают у Меня в горле.

Слезы потекли из глаз Санатаны, когда он услышал эту просьбу. Беспомощно сложив ладони, он стал просить Мадана-мохана:

– Прабху, вспомни, что я – Твой покорный слуга, отшельник, который удалился от мира, чтобы служить Тебе. Сегодня Ты просишь у меня соли, а завтра попросишь сладости – сандеш и расагулу. А послезавтра Тебе захочется отведать царского угощения, которое положено Тебе по чину. Я – нищий, я живу подаяниями, я не смогу обеспечить Тебя тем, что Ты просишь. Кроме того, Махапрабху попросил меня написать так много книг, и если я сейчас буду ухаживать за Тобой, как Ты того хочешь, то у меня не останется ни сил, ни времени. Если Тебе нужно, чтобы за Тобой ухаживали с царской пышностью, пожалуйста, устрой все Сам. В конце концов, Ты – всемогущий Господь, и Тебе нетрудно это сделать.

Как раз в этот момент по Ямуне проплывала большая баржа с солью и другими товарами. И пока Санатана Госвами разговаривал с Мадана-моханом, баржа села на мель. Баржа принадлежала богатому купцу из Пеньджаба по имени Рамдас Капур и направлялась на большую ярмарку в Агру. Когда баржа села на мель, купец и его слуги изо всех сил пытались столкнуть ее с места, однако все их попытки были тщетными. Не сумев ничего сделать, Капур вышел на берег, и стал в отчаянии бродить в надежде на чью-то помощь. Неожиданно он увидел прекрасного мальчика-пастушка. Мальчик сидел на камне и тихонько играл на своей пастушеской дудочке.

– Лала, – обратился к нему Капур. Так на языке Враджа ласково обращаются к детям. – Моя баржа села на мель. Мне нужно несколько помощников, чтобы столкнуть ее с места. Далеко ли тут до ближайшей деревни?

– Зачем тебе деревня, добрый человек? Тут на холме живет отшельник. Этот отшельник святой, и если он попросит за тебя Кришну, Кришна Сам придет к тебе на помощь. Поднимись на этот холм. Святого зовут Санатана, и он помогает всем, кто просит о помощи.

Заинтересованный и обнадеженный Капур поднялся на холм и увидел хижину, а в ней прекрасное мурти Мадана-мохана и отшельника, сидящего рядом и погруженного в глубокую медитацию. Надежда забрезжила в его сердце. Он припал к стопам отшельника и рассказал свою историю.

– Я уверен, что ты можешь помочь мне, – сказал он ему. – Скоро уже стемнеет, а в этих местах, как я слышал, водятся разбойники. Не дай Бог, увидят они мою баржу и похитят мое добро. Если по твоей милости моя баржа тронется с места, я обещаю, что всю выручку, которую я заработаю от продажи своего товара, я принесу тебе и потрачу на Божество, которому ты молишься.

Санатана Госвами с улыбкой посмотрел на Мадана-мохана, а затем сказал, обращаясь к купцу:

– Что могу сделать я, бедный нищий отшельник? Попроси об этом у Кришны, и Он исполнит твои молитвы.

Тогда купец стал рыться у себя в карманах, чтобы найти несколько монет. Однако не нашел ничего, кроме маленького пакетика с солью. Он положил пакетик перед Божеством Мадана-мохана, склонился перед Ним и стал возносить молитвы.

Закончив молиться, он спустился к своей барже и обнаружил, что баржа сошла с мели и продолжает плыть вниз по реке. Он поискал глазами мальчика-пастушка, чтобы поблагодарить его. Но тот куда-то исчез. Не предав этому особого значения, он сел на баржу и продолжил свой путь. Через некоторое время он беспрепятственно достиг Агры, продал весь свой товар с большой выгодой для себя, а затем вернулся во Вриндаван и принес всю выручку Мадана-мохану. На эти деньги был построен огромный величественный храм со специальным залом для танцев и многочисленными храмовыми пристройками. Это был первый храм во Вриндаване, и строительство его было закончено в 1580 году, уже после смерти Санатаны Госвами...